NEWS-NN.COM - Сейчас, во время кризиса в Украине, американские политики и эксперты по внешней политике с бешеной скоростью выдвигают одно политическое предложение за другим. Поставить Украине новейшее вооружение, чтобы противостоять возможному российскому вторжению; продвигать новые проекты для обеспечения экономического роста и процветания индустриального Востока Украины и снижения его зависимости от России; избавить Европу от зависимости от российских нефти и газа.
Украина стала последней демонстрацией дипломатической слабости США, а именно, его неспособности строить планы и работать на опережение, особенно в условиях смены партийной принадлежности президентской администрации. Разговоры о том, что "разведка подвела", не предоставив заблаговременно информацию о планах России по захвату Крымского полуострова, не учитывают, что, даже если бы информация была, у США не было политических инструментов для влияния на ситуацию.
Что кажется весьма удивительным в ретроспективе, так это то, почему ничего не было предпринято для одновременного разрешения двух проблем: нахождения новых рынков для украинской промышленности и, создания, так называемого южного коридора для поставок евразийских энергоносителей (не из России) в обход российских магистралей. Украина по-прежнему зависит от России, которая размещает здесь большую часть своих промышленных заказов, включая трубопроводы и изделия для энергетики, а также грузовики, вагоны и авиакосмическую продукцию. В восточных регионах - где сейчас происходят волнения - риск потери российского рынка мог бы причинить значительный ущерб для экономики. А если бы украинским компаниям дали контракты
на производство трубопроводов, наподобие Трансанатолийского, которые соединили бы месторождения Каспийского бассейна с юго-западной Европой, и Трансадриатического, идущего от турецкой границы до Италии, то это дало бы альтернативных поставщиков энергоносителей и помогло бы диверсифицировать украинские рынки.
Если бы эти трубопроводы были сделаны - или хотя бы находились в стадии строительства - то риск перебоев с энергией в Европе вследствие новых газовых войн между Россией Украиной из-за цен и долгов был бы сведен к нулю. Это также помогло бы Европе смелее ввести более жесткие санкции против России.
Финансово скованные правительства Запада ответили бы, что такие планы неприемлемы в эпоху экономии. Статус-кво, при котором Россия обеспечивает значительную долю потребностей Европы в энергии в рамках долгосрочных обязательств, а украинская промышленность нацелена на рынок России/Евразии, казался идеальным решением еще полгода назад.
Итак, теперь в Украине начался кризис, причем такой, что для его разрешения потребуется очень много ресурсов и политического капитала. Да и урегулирование его будет невыгодным для Запада и даже для Украины. Гораздо более невыгодным, чем можно было бы, если бы заранее были заложены основания для движения Украины на Запад или для какого-то компромисса с Россией. Пока все внимание приковано к Украине, политический процесс почти полностью принадлежит ей. Какие же еще проблемы, по которым можно было принять упреждающие действия, ждут своего часа?
Дмитрий Муравьев
Journal information
гадостьвсе, что понравится на просторах ЖЖ, в том числе и комметы тех кто желает добавиться во…