alexa11111 (alexa11111) wrote,
alexa11111
alexa11111

Антология гоночных «КАМАЗов». История спортивных грузовиков

За 38 лет марка «КАМАЗ» смогла стать брендом — не в последнюю очередь благодаря спорту. Среди достижений «КАМАЗа» есть 12 жемчужин, блеск которых сливается воедино: команда «КАМАЗ-мастер» побеждала на «Дакаре» дюжину раз. Вспомним, на каких грузовиках выступали камазовцы в Африке и Южной Америке.


«КАМАЗ С4310»: начало начал

Команда «КАМАЗ-Мастер» была создана в 1988 году. Её первой машиной стала модель КАМАЗ -4310С. Первоначально мощность двигателя серийной модели за счёт турбокомпрессора была увеличена до 290 л. с., но после ралли-рейда «Обжектив Зюд» мотор форсировали до 400 «лошадок». Это потребовало также доработки системы охлаждения. Впрочем, для «Дакара» этих усилий оказалось недостаточно — в 1990 году на «КАМАЗах» отказал двигатель.

К следующему году на автомобиль был установлен совершенно другой двигатель, изначально проектировавшийся для ралли-рейдов. Кроме того, были доведены трансмиссия и гидроусилитель руля, а также доработана подвеска. Грузовик получился достаточно крепким и пришёл к финишу «Дакара-1991» вторым и третьим.




«КАМАЗ 49250»: настоящая боевая машина

В команде решили, что для победы необходимо сделать качественный шаг вперёд, в связи с чем в сотрудничестве с заводскими инженерами был разработан новый спортивный грузовик 49250. Это была первая двуосная конструкция, двигатель которой был смещён в сторону задней оси для лучшей развесовки автомобиля в условиях ралли-рейда.

Не выдерживавшие перегрузок рессоры были заменены на амортизаторы, применявшиеся для тяжёлого бронированного военного транспорта. Однако новинку снова подвёл двигатель — все три машины сошли с дистанции.




«КАМАЗ 49252»: первая победа

Камазовские двигатели не выдерживали нагрузок «Дакара», и в «КАМАЗ-мастере» отказались от их использования. После экспериментов с американским мотором CUMMINS был выбран отечественный агрегат — Ярославского моторного завода. Также для автомобиля разработали прямую жёсткую раму. За счёт изменения формы кузова была улучшена аэродинамика, при том что кабина оставалась, как у предшественников.

Десятитонный 49252-й разгонялся до 100 км/ч за 16 секунд и на твёрдой поверхности был способен достигать 180 км/ч. Жёсткая подвеска обеспечивала машине беспрецедентную проходимость, за счёт чего гонщики могли на полном газу проходить те места, где соперники сбрасывали скорость. В 1996 году Виктор Московских, Анатолий Кузьмин и Наиль Багаветдинов в упорнейшей борьбе финального этапа «Дакара» с экипажем Карела Лопрайса вырвали победу в знаменитом ралли-рейде. Впервые победителем «Дакара» стал экипаж, выступавший под российским флагом.

К 1998 году ФИА запретила использование на грузовиках 25-дюймовых шин. А приближенные к серийным 20-дюймовые привели к снижению максимальной скорости и вынудили инженеров переработать систему охлаждения.

Грузовик пришлось переделывать, за одной модернизацией следовала другая, и к 2000 году на него была установлена новая трансмиссия. Она увеличивала крутящий момент, но вместе с ним и температуру масла, но хуже того — в новой конструкции оно вытекало из автомобиля на каждой стоянке. Экипаж собирал жидкость и заливал её обратно, из-за чего приходилось заводить двигатель за час до старта. Однако это не помешало Владимиру Чагину выиграть свой первый «Дакар» в 2000 году.




«КАМАЗ 49256»: снова вопреки запретам

В 2001 году стало известно, что ФИА ввела новые ограничения в зачёте грузовиков — были запрещены машины со среднемоторной компоновкой. В ответ на это «КАМАЗ-Мастер» разработал модель КАМАЗ-49256 модель с двигателем под кабиной.

Новая модель получила доработанную переднюю ось, поскольку эта часть автомобиля теперь получала дополнительную нагрузку. Работа в общей сложности заняла полгода.

Но усилия того стоили — новый автомобиль позволил Владимиру Чагину на «Дакаре-2002» разгромить всех конкурентов. Уже после шестого этапа гонки отрыв Владимира от Андре де Азеведу на «Татре» составил почти 38 минут, а после девятого и вовсе перевалил за полтора часа.



«КАМАЗ 4326»: новая эпоха

К 2007 году «КАМАЗ-мастер» сконструировал ещё один гоночный грузовик — 4326. В связи с новыми требованиями к омологации машин инженеры сместилик задней оси кабину и двигатель, улучшив развесовку. Также значительно была модернизирована подвеска, что улучшило проходимость. Правда, инженерам пришлось скорректировать регулировки топливной системы, а это в свою очередь снизило мощность двигателя.

Впрочем, это не помешало грузовику выиграть ещё четыре «Дакара». В общей сложности «КАМАЗ-Мастер» выигрывал самый престижный ралли-рейд 12 раз, в том числе два последних. «КАМАЗ» же, с которого всё начиналось ровно 38 лет назад, в 2012 году выпустил с конвейера свой двухмиллионный грузовик…




 
Tags: автомобили, история, техника, технологии, факты
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments